Сущее интервью

Дата: 2017-12-07 Время: 22:58:15 Автор: 4p)MickeyMouse


В интервью порталу invenglobal.com легендарный и по совместительству самый успешный действующий старкрафтер современности Йенхо "Flash" Ли рассказал об обратной стороне своих постоянных побед, о подготовке к важным матчам и о негативных последствиях выхода ремастера оригинального Brood War.

Есть такая поговорка: "Везет сильнейшим". И хотя особой логики в этом утверждении нет, многие прогеймеры с ним соглашаются.

Когда его просишь сравнить себя с другими профессиональными игроками, то Йенхо "Flash" Ли всегда отвечает, что: "я более постоянный и стабильный во всем, чем бы ни решил заниматься". А стоит его спросить о многочисленных успехах на турнирах, и ответом станет: "Мне просто повезло". Но по какой-то причине этот игрок умудрялся оставаться стабильно-везучим в течение трех различных временных периодов.

StarCraft - это игра, в которой игроки не имеют полного контроля над ситуацией и не могут делать все, что им заблагорассудится. В зависимости от результатов разведки, нужно строить нужные строения, да и территория, на которой проходят сражения, также вносит немалый элемент случайности. Но Flash постепенно извел факторы случайности в своей игре и потихоньку добрался до "совершенства". Он предсказывает билды соперников и нужным образом контратакует. Он достиг такого уровня игры, какой большинство игроков даже не в силах понять.

Он игрок, который играет в StarCraft уже больше 10 лет… Что же это у него за "постоянство" такое, о котором он все время говорит?


– Наверное, у тебя сейчас перерыв после четвертого сезона ASL и WEGL. Как дела?

– Перед тем как вернуться к стримам, я устроил себе небольшой отпуск в Пусане. Еще планирую в конце ноября посетить Японию. А в декабре начну подготовку к следующей лиге.

– На твоих стримах мы видели, как ты готовишься к турнирам. Кажется, сейчас уровень занятости у тебя такой же, как и в бытность прогеймером.

– Что касается того, что я и стримлю, и к турнирам успеваю готовиться – да, занятость и правда высокая. Но свободного времени у меня все равно гораздо больше по сравнению с тем, что было, когда я был прогеймером. А прямо сейчас, в межсезонье, у меня и вовсе предостаточно времени на себя самого.

– Ты выиграл самый крупный турнир, который пришел на смену OSL и MSL – речь идет об ASL – три раза подряд. Ты уже закончил карьеру прогеймера, поэтому совершенно понятно было бы твое желание на время оставить сцену и передохнуть. Что подталкивает тебя раз за разом принимать новый вызов?

– В первом сезоне ASL я вылетел в четвертьфинале, да к тому же еще и проиграл там со счетом 0:3. И это серьезно задело мою гордость. В результате я начал тренироваться гораздо упорнее. И после первой победы на ASL я вновь почувствовал вкус победы – и, как следствие, захотел новых побед.

– Среди болельщиков бытует мнение, что в то время, как твой уровень игры растет, уровень игры других игроков падает. Что ты, как профессионал, игравший уже несколько лет назад, думаешь о сегодняшнем состоянии сцены StarCraft?

– Думаю, что сейчас конкуренция стала гораздо жестче. Раньше тоже были сильные игроки, это безусловно. Но сейчас сильных игроков столько же. На AfreecaTV играют эйсы всех команд.

Когда я выступал за KT Rolster, то у меня на тренировках – да и даже в играх на сцене – процент побед был примерно 90%. А сейчас мне сложно удержаться на отметке в 70%. Я уже практически привык проигрывать.

У многих сложилось впечатление, что я очень сильный игрок – отдельное спасибо за это нужно сказать ASL. Но если говорить по правде, то мне просто повезло. Вы просто посмотрите на результаты: у меня три чемпионства, но большинство из этих побед были очень тяжелыми. Во втором и третьем сезонах я едва-едва обыграл Jaedong'а и Soulkey. Мне никогда не казалось, что я играю лучше, нежели они.

– Как ты чувствовал себя после того, как выиграл 3 чемпионства подряд?

– Потрясающе. Если вы ставите себе цель, то несете эту ношу до самого конца. Но сейчас меня ничего не тяготит. Я не зазнаюсь и не разленюсь из-за этих побед, это точно. Но ощущения от того, что у меня получилось воплотить в жизнь эту маленькую "мечту", весьма приятные.

– Мы слышали, что в финале четвертого сезона ASL у тебя на уме было лишь одно. Стать номером один. Что постоянно мотивирует тебя бороться только за победу?

– Главный мотиватор - это, конечно же, мои поклонники. И мои фанаты, и те, кто меня ненавидит, следят за каждый моим движением. А еще моим болельщикам постоянно приходится защищать меня от нападок, и это серьезно действует им на нервы. Какой бы турнир я ни выиграл, недоброжелатели обязательно скажут, что "Flash постоянно выигрывает, и из-за этого StarCraft неинтересно смотреть". Но стоит мне проиграть – и они начнут говорить, что "Flash уже не тот, и пора бы ему уже заканчивать карьеру". Я получаю огромную поддержку, но в то же время получаю и тонну критики – и неважно, что я делаю.

Сейчас я стараюсь изо всех сил, дабы позволить моим поклонникам гордиться мною. Что касается хейтеров, то им хочу сказать следующее: "Болейте за своих любимых игроков и помогайте им выигрывать". В общем, я постоянно выкладываюсь на максимум. Когда я проиграл в полуфинале WEGL, то мое имя стало самым популярным поисковым запросом на Naver (крупнейший тематический корейский сайт). И тогда я вновь подумал о том, что нахожусь в таком положении, где недопустимо проигрывать.

– Есть какая-то игра помимо StarCraft’а, в которую тебе хотелось бы поиграть?

– Время от времени я играю в League of Legends. Но делать стримы по этой игре я не хочу. К этой игре я отношусь исключительно как к хобби. Еще многие сейчас играют в PUBG, но лично мне эта игра кажется слишком сумбурной. То есть, я, конечно, могу играть и в нее, если поставлю себе такую цель, но окружающие меня люди раз за разом говорят мне: "Не играй в PUBG на стрим, твои поклонники этого не оценят. Пусть хоть все перейдут на PUBG, хотя бы ты должен оставаться верным StarCraft’у". Да даже моим антифанатам не нравится, когда я играю в другие игры.

– Недавно ты проиграл на OGN WEGL. В чем заключается разница между крупным турниром и турниром не столь масштабным?

– Все мои результаты – следствие из моих игровых навыков. Думаю, что три подряд чемпионства на ASL сделали отношение фанатов ко мне предвзятым. Те, кто смотрит мой стрим, поймут, о чем я говорю.

Если посмотреть мои игры – будь то игры с тренировок или выступления на турнирах – создается впечатление, что выиграть я не могу. Но я, тем не менее, хорошо выступил на ASL. Хотя, конечно же, Soulkey и EffOrt отлично управляли своими юнитами.

– Что на ASL, что на WEGL ты проигрывал только зергам. У каких-то рас есть преимущество над другими?

– На мой взгляд, да. Лично мне проще играть с зергами, нежели с протоссами. Мне, как террану, перед матчем с протоссом нужно заранее заготовить как минимум 9 различных билдов. Зерги, наверное, так же испытывают сложности перед матчами с терранами. А вот протоссам нужно готовить только около 5 билдов на матч против террана, а терранам столько же – на матч против зерга.

Но когда я пришел на турнир от AfreecaTV, меня потрясло, насколько сильными были здесь зерги. Вообще стимеров-зергов у нас не очень много, всего лишь около пяти или шести. Но все эти игроки высшего класса. На тренировках против них мне было сложно подобрать хороший опенинг.

– На одном из своих стримов Jaedong как-то сказал: "Терраны не имба, Flash – имба. Кто не согласен – того забаню". Тебя не расстраивает то, что люди называют твою расу несбалансированной, хотя это твои усилия являются причинами успехов этой расы в твоих руках?

– Меня немного расстраивает, что находятся игроки, которые заявляют, что терраны являются несбалансированной расой – при этом они делают это даже тогда, когда я проигрываю. Но в других случаях – то есть, когда я выигрываю – возражений у меня нет. Когда я только начинал выступать на турнирах от Afreeca, никто там не возмущался на счет терранов. Но с ноября прошлого года мнения по поводу моей расы изменились кардинальным образом. Тогда еще Sea со счетом 3:0 обыграл Bisu, после чего на своем стриме отметил, что "терраны выглядят действительно очень сильно".

Позже он признался, что сделал это потому, что ему стало жалко Bisu. Еще он извинился передо мною – сказал, что не думал, что его комментарий породит такие бурные обсуждения.

Сейчас, впрочем, эти разговоры немного пошли на убыль. Я время от времени проигрываю Soulkey, и многие болельщики говорили мне, что "я один среди зергов" - так что на замечания по поводу того, что терраны имба, я не обращаю внимания. И еще во время третьего и четвертого сезонов ASL я оказывался единственным терраном в полуфиналах. Так что если бы меня вообще не было на этом турнире, то победил бы представитель другой расы. Да и поклонников протоссов и зергов вместе взятых больше, чем поклонников терранов. Может быть, поэтому мнения про то, что терраны имеют преимущество над другими расами, начали набирать популярность.

– В твоей игре есть какие-то элементы, которые можно увидеть только на профессиональной сцене? Что-то, чего в обычной игре не встретишь?

– В матче против hero я сыграл первый сет через прокси-бараки. На карте "Crossing Field" я наиграл против зергов примерно 100 игр, но именно на той точке я поставил прокси в первый раз. Этот билд я готовил специально на этот матч.

Другой пример – мои маневры с био на карте "Fight Spirit". Соперник блокировал мой второй экспанд люркерами, а также подвел оверлордов и благодаря этому получил полный обзор. Но стоило показать ему, что я иду к нему на базу, и ему пришлось бы отозвать домой своих муталисков. Я же не смог бы обосноваться на той локации, если бы там оставались муталиски. Мне же, с помощью маневров с войсками, удалось заставить hero занервничать, и из этой психологической победы я извлек максимум пользы. Такие вот психологические противостояния часто проходят в матчах профессиональных игроков.

– Соперники, с которыми ты играл и будешь играть и впредь, являются очень известными на корейской SC-сцене игроками. Что ты делаешь для того, чтобы поддерживать себя на уровне и продолжаться увеличивать разрыв между собою и конкурентами?

– Я всегда подчеркиваю важность такого понятия, как "постоянство". У меня всего лишь три выходных дня на целый месяц. Я не просто бездумно играю одну игру за другой, нет. Вместо этого я постоянно тренируюсь для того, чтобы руки не отвыкали от игры, а также постоянно думаю об игре. Между игроком, который стабильно тренируется, и тем, кто этого не делает, на самом деле довольно большая разница. Игрок, который просто периодически поигрывает, никогда не сможет меня обыграть.

Перед финалом четвертого сезона ASL я на четыре дня прекратил стримить. И готовился к матчу, тренируясь с другими игроками, точно так же, как и в бытность прогеймером.

– Насколько серьезно ты тренируешься? Ты придаешь значение даже самым мельчайшим деталям?

– Бесчисленному их множеству. Я из тех игроков, которые большое внимание придают эффективному управлению ресурсами – пусть даже в итоге мне удается сэкономить всего лишь немного единиц газа. Вам это может показаться ошеломляющим и едва ли эффективным… но на практике разница оказывается огромной. Как бы это объяснить… меняется "ритм" игры? Строгое управление ресурсами может определить исход матча.

Также те билды, которые я использую для того, чтобы застать соперника врасплох на ранних стадиях игры, должны быть рассчитаны до секунды. От того времени, когда вражеский разведчик доберется до моей базы, и до того времени, когда мои морпехи окажутся на его базе. Все должно быть исполнено идеально, в противном случае вы рискуете совсем чуть-чуть, но все-таки не дотянуть до победы. Именно по этой причине такие билды сложно использовать на профессиональном уровне, и вот почему я всегда нервничаю, когда исполняю их на сцене. Одна единственная ошибка может привести к тому, что соперник получит серьезное преимущество.

Еще я готовлю билды специально под определенных противников – для этого я анализирую их игровые привычки. Я и на матч против hero кое-что заготовил… Но, к сожалению, показать это на сцене в этот раз не получилось. Большинство игроков за зергов на "Fighting Spirit" занимают своими люркерами позицию на вершине холма, но hero этого не делает. Поэтому я рассчитывал на то, что смогу использовать способность медиков "Blind" для того, чтобы нейтрализовть этих юнитов. Я даже закончил апгрейд на эту способность… Но вот на то, чтобы ее применить, мне не хватило маны.

Уже в скором времени после выхода StarCraft: Remastered один из моих болельщиков порекомендовал мне попробовать медиков с "Blind". И я хотел бы показать этот билд, да и еще ряд имеющихся в запасе, в играх на сцене.

– В StarCraft’е нет какого-то одного билда, который был бы лучше всех остальных. Твои соперники наверняка тоже готовят на матчи против тебя различные тактики. Как ты готовишься к тому, чтобы противостоять их стратегиям?

– Если говорить о макро, то я всегда говорю себе, что веду игру. А дальше выбираю один из двух вариантов: либо играть в своем обычном стиле, либо играть так, чтобы законтрить билд соперника.

Также важным компонентом моего выступления на сцене являются условия, в которых я играю. Когда я хорошо себя чувствую, то всегда принимаю верные решения и, как следствие, чувствую себя неуязвимым. Но нередко бывает, что я чувствую себя не так хорошо, и тогда все идет наперекосяк.

Но если сравнивать с другими игроками, то я очень быстр. Я проиграл Bisu в полуфинале WEGL. Мне казалось, что я просто не могу выиграть. Но после матча у меня родилась идея. Я рассказал о ней на стриме, а затем выиграл, используя именно описанный билд. Стоит мне проиграть матч – я сразу же спрашиваю себя, почему это произошло. Я, наверное, просмотрел меньше десятка проигранных мною игр – все потому, что сразу же после игры я думаю о том, почему же я проиграл. Это может показаться странным, но сразу же после поражения мне в голову пришла идея нового билда. Я подумал: "В следующий раз я сыграю вот так". И теперь процент побед с этим билдом у меня выше 90%.

– Некоторые игроки использую билды, сделанные специально под тебя.

– Да, такие все еще находятся. Но мне часто удается предсказать, что соперник подготовил для меня "билд-сюрприз". Даже на ASL: стоило мне подумать, что нужно бы отправить разведку в определенную точку на карте – там непременно что-то да оказывалось. Я не ради скромности это говорю, но все-таки я думаю, что мне очень везет. Скилл, конечно, тоже важен, но на мой взгляд от 30 до 50% победы – это удача.

- У тебя стиль игры "перфекциониста", ты очень часто выигрываешь, а поэтому многие любители игры жалуются на то, что смотреть твои игры неинтересно. На что я, как зритель, должен обращать первоочередное внимание для того, чтобы получить максимум удовольствия от просмотра твоих игр на турнирах и на стримах?

– Против зергов я играю очень агрессивно, и мои зрители хорошо об этом осведомлены. Могу с уверенностью заявить, что у меня самый агрессивный стиль игры против зерга среди всех терранов. Я постоянно шлю в атаку пехоту. Так что вам определенно будет интересно смотреть мое TvZ. Раньше я играл через большое количество танков, и поэтому сейчас у людей может существовать мнение, что я игрок оборонительного плана. Но те, кто смотрит мои стримы на AfreecaTV, знают, как на самом деле обстоят дела.

Что касается матча против протоссов, то если я играю в своем обычном стиле, то всегда проигрываю. Поэтому здесь я всегда делаю выбор в пользу тайминговых рашей. Как следствие – думаю, многим любителям игры будет интересно увидеть то, как я атакую соперника на каком-то непредсказуемом тайминге. Это можно было видеть в моем матче против Тэкыонга в полуфинале.

– Сейчас говорят, что Flash’а никому не обыграть. Можешь что-нибудь сказать по поводу своего будущего в StarCraft-лигах?

– Честно говоря, тут ничего нельзя сказать точно – я ведь совсем недавно проиграл Soulkey. И есть еще один "фактор удачи", который пока что играет мне на руку. В каждом сезоне лиги принимают участие игроки, которые регулярно обыгрывают меня на тренировках. Но на турнире наши пути каким-то образом расходятся. Я не хочу сказать, что боюсь встречи с ними на ASL; я совершенно уверен в своих силах. Но можно, тем не менее, сказать, что мне везет и мне не попадаются самые неудобные соперники.

Перед полуфиналом ASL я тренировался с Rain'ом. И я проиграл ему 0:5. Это совершенно выбило меня из колеи и прямо перед полуфиналом я растерял всю свою уверенность. Но когда я прибыл на место проведения игр, то все сложилось в мою пользу. Эмоциональных проблем мне хватало и впоследствии, когда я раз разом проигрывалEffOrt'у на тренировках перед финалом.

– 5 декабря Bisu уйдет в армию. Среди поклонников игры начались разговоры о том, что StarCraft-сцену ждет вымирание, вызванное уходом всех ключевых фигур в армию.

– А я думаю, что сцена будет процветать. StarCraft неплохо себя чувствовал еще до возвращения профессиональных игроков на AfreecaTV. Еще когда я был профессиональным игроком, то мне часто доводилось слышать, что "сцена долго не продержится" и что "все профессиональные команды будут распущены". Но тогда этого так и не произошло. Сцене начнет угрожать опасность вымирания лишь тогда, когда некому будет сказать про игру и слова – ни хорошего, ни плохого.

StarCraft-сцена то оживает, то приходит в некоторый упадок. Здесь на ум приходит другая игра – PUBG. Из-за этой игры определенные проблемы появились даже у тех стримеров, которые транслируют наипопулярнейшую League of Legends. Но мы не можем сказать, как долго PUBG будет оставаться популярной. Плюс, мы не можем точно знать, сколько людей вернется в StarCraft, если здесь будет больше сюжетов или больше драмы. Вот проиграю я еще раз – и кто знает, может быть кого-то это заинтересует. В 2010 году я выиграл много игр… и многие любители игры сейчас, возможно, болеют за моих соперников в надежде на то, что меня сбросят с вершины. Но я могу их понять. Когда я смотрю традиционный спорт, то чувствую себя таким же образом. Думаю, что это важный компонент успеха StarCraft-сцены – наличие людей, которые болеют против меня.

– Многие думали, что после релиза ремастера популярность StarCraft’а резко подскочит. Но сейчас многие отмечают, что игра, такое чувство, даже сбавила в популярности.

– Говорю предельно откровенно: я хочу вернуться во время до ремастера. Тогда у всех стримеров на AfreecaTV дела шли хорошо, мы могли позволить себе поиграть друг против друга в командных матчах. На мой стрим, впрочем, выход StarCraft: Remastered почти не повлиял.

Сразу после релиза ремастера игровые серверы работали очень нестабильно. В результате, у многих стримеров начались проблемы с тем, чтобы удержать зрителей – потому что они теперь не могли участвовать в командных битвах. А ведь для многих именно командные матчи с другими стримерами были основным средством удержания нормальной аудитории. И вот из-за проблем с серверами многие стримеры не могли по 2-3 месяца зайти в командные матчи. Для них это стало определяющим моментом.

Сейчас проблемы с серверами исправили, но урон уже нанесен. Раньше зрители были "распределены" по разным стримерам. А сейчас зрители собираются только у нескольких конкретных стримеров. Я уверен, что у Blizzard возникли какие-то проблемы с тем, чтобы наладить исправную работу своих серверов… Но они слишком долго решали эти проблемы. Я как фанат StarCraft’а возлагал на ремастер большие надежды, но по итогу меня ждало серьезное разочарование. К счастью, командные поединки сейчас снова набирают популярность, и благодаря этому сцена оживляется.

– Ты уже очень-очень долгое являешься частью StarCraft-сцены. Играешь уже больше 10 лет! Что для тебя значит StarCraft?

– Это игра, за которую я искренне благодарю судьбу. Если бы не было StarCraft’а, то я бы не стал тем человеком, которым являюсь сейчас. Не добился бы любви фанатов. Поэтому это особенная для меня игра.

Я очень четко провожу грань между тем, что мне нравится и что не нравится. Даже если речь идет о просмотре фильмов – я предпочитаю смотреть лишь фильмы определенных жанров, вроде триллеров. Что касается стратегических игр, то StarCraft - это лучшая игра в этом жанре. Эти вот психологические поединки с кем бы то ни было до сих пор очень увлекательны. Я получал истинное удовольствие от игры в StarCraft еще когда был молодым и сейчас всегда стараюсь вновь воспроизвести те же ощущения.

– Ты хотел бы что-то добавить от себя в конце интервью?

– Спасибо фанатам за то, что болеют за меня и поддерживают меня – благодаря этому каждый день приносит мне удовольствие. И единственный способ, которым я могу отплатить болельщикам, это победы. Именно из-за побед им нравится смотреть мои стримы. И даже некоторые хейтеры перестали писать про меня всякую чушь и теперь жалеют меня. Все, что я могу сделать, это постараться на максимум… и показать увлекательные игры. Я очень хотел бы попросить моих поклонников и дальше болеть за меня.

Культура StarCraft-сцены сейчас разительно отличается от того, что было здесь раньше. На WEGL Soulkey показал фантастическую игру, но многие совершенно уничтожили всю ценность его заслуг своими высказываниями о том, что зерги это имба. Я знаю, что некоторые мои болельщики говорили так потому, что хотели приободрить меня, но мне такой подход и вправду очень не по нраву. Конечно, отношение фанатов к сцене меняется с течением времени. Но мне кажется, что мы все должны стремиться к тому, чтобы сделать StarCraft-сцену более зрелой.

В ближайшее время выигрывать турниры будут и другие игроки. И я очень хотел бы попросить вас обращать внимание на игрока, а не на расу, за которую он играет.


Авторы оригинального интервью: Минюн "Irro" Чжан, Ву "Ready" Хьен @ invenglobal.com

Minyoung "Irro" Jang, Woo "Ready" Hyun

Нагло стырено с goodgame.ru


URL документа в интернете: http://reps.ru/news.php?news=comment&id=7509